Главная страница сайта

Директор школы

Публичный отчет школы

Интересные дела

Наши контакты

Методическая находка
Радостева Людмила Анатольевна
учитель истории,1категория
история 6 класс


Тема: Конец ордынского владычества на Руси.

Цели:
1) подвести учащихся к пониманию значения событий 1480 года, учить давать оценку историческим личностям и событиям;
2) формировать умение работать с текстом учебника и исторической картой;
3) воспитывать чувство уважения к истории своей страны, чувство единства в коллективе;

Оборудование: дидактические материалы, портреты правителей Руси.

Ход урока

1.Организация класса.
2.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы изучали историю одного государства. Вспомните, о каком государстве шла речь? Для подсказки используйте зашифрованное слово – МЛИОЛИСЛИКЛИВЛИАЛИ.
На прошлом уроке мы говорили о Московском княжестве и его соседях. Материал прошлого урока повторим в ходе игры «Третий лишний».
А) Едигей, Тимур, Витовт.
Какую кличку носил Тимур? Почему?
Б) Золотая Орда, Польша, Великое княжество Литовское.
Какие события происходили в Золотой Орде? С каким государством Литва заключила унию?
В) Дмитрий Донской, Василий Косой, Дмитрий Шемяка.
Какой характер носила московская усобица?
(Учащиеся находят лишнее слово, объясняют свой выбор, отвечают на поставленный вопрос).
3. Изучение нового материала.
А) актуализация знаний учащихся
На уроках истории познакомились со многими историческими личностями.
Узнайте, о ком идёт речь?
- сын великого князя Дмитрия Донского. Побывал в Орде в качестве заложника. Не спрашивая разрешения Орды, стал великим князем. За годы правления присоединил Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества. (Василий 1)
- сын Василия 1. Вся его жизнь прошла в борьбе за великокняжеский престол. Получил прозвище «Тёмный». (Василий 11).
На доске вывешиваются портреты.
Б) инструктаж и целеполагание
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной исторической личностью. Это Иван 111. Узнаем, какое важное событие произошло в период его царствования.
На доске вывешивается портрет.
Сообщается тема урока: Конец ордынского владычества на Руси.
Задание для учащихся: внимательно посмотрите на портрет и попробуйте определить качества личности этого человека.(Слова записываются под портретом). В конце урока мы узнаем, верны ли наши предположения.
Сегодня каждый из вас может заработать оценку своим умом. Для этого отгадайте загадку - вставьте пропущенные слова.
…. – это значит … для монет
И для князя точнее названия нет.
(Вывешивается на доске денежный мешок).
В мешке монеты разного достоинства. В конце урока вы сможете получить монетку, заработав её при выполнении заданий.
Новую тему мы будем изучать по карточкам. На монетку «3» необходимо выполнить 3 задания, на «4» - 6 заданий, на «5» - 8 заданий.
В) самостоятельная работа по изучению нового материала
В ходе самостоятельной работы учитель оказывает посильную помощь, учащиеся выставляют свои достижения в «Карте успеха».
4. Итог по уроку. Выставление оценок за урок.
После выполнения самостоятельной работы учащиеся отвечают на вопросы.
- С какими событиями связаны эти даты – 1479,1480 годы
- Как повёл себя Иван 111, узнав о походе Ахмата?
- Что обозначает выражение «стояние на Угре»?
- Почему Ахмат повернул обратно?
- Каково значение событий осени 1480 года?
- Благодаря кому свершилось «чудо» в 1480 году на Угре?
- Какие пословицы и поговорки можно подобрать к этому событию?
- Можно ли по этим пословицам жить в классе?
- Что узнали про Ивана 111? Совпали ли качества, которые мы предположительно выделили у него?
Посмотрите на наш пузатый мешок, полный денег. Свою заработанную оценку вы видите на «Карте успеха», поэтому можете взять из мешка монетку «3», «4»или «5».
5. Домашнее задание.
Кто хочет получить более высокую оценку, может взять карточку домой.








Дидактический материал к уроку

ТЕМА: КОНЦ ОРДЫНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА НА РУСИ

Уровень «А»
1.Кто это? (дайте характеристику этих личностей)
А) Иван III
Б) Казимир IV
В) Ахмат
2. Соотнесите события и даты:
А) 1479 год 1) стояние на Угре
Б) 1480 год 2) поход Ахмата на Русь
В) 8 октября 1480 года 3) Иван III перестаёт платить дань Орде
3. Заполните пропуски:
А) Иван 111 царствовал с … по … год. Обладал качествами…
Б) Иван 111 заключил союз с … и помирился с …

Уровень «В»
1.Исправьте ошибки в предложениях:
А) Узнав о походе Ахмата, Иван 111 сразу решил дать сражение.
Б) Ахмат пошёл на Русь после того, как поссорился с литовским князем.
2. Объясните выражение «стояние на Угре».
Ответьте на вопрос: почему Ахмат повернул обратно (укажите не менее 3-х причин)
3. Выберите правильный ответ:
Событие, вошедшее в историю как «стояние на Угре», привело к:
А) возвышению Московского княжества
Б) окончанию зависимости Руси от Золотой Орды
В) возобновлению выплаты Русью дани Золотой Орде

Уровень «С»
1.Благодаря кому свершилось «чудо» в 1480 году на реке Угре?
2. Какие русские пословицы, поговорки можно подобрать к этому событию? Почему?

Сайт управляется системой uCoz